Размер шрифта: +

Права пациентов

prava-patsientov

Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатную медпомощь, а отношения между врачом и больным четко прописаны в ст. 41 Конституции и ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года.

Предлагаю вашему вниманию 13 основных прав пациентов, которыми можно и нужно пользоваться:

1. Право пациента на выбор врача и медучреждения.

Согласно ст.21 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года, пациент, не чаще, чем один раз в год, имеет право отказаться от лечащего врача, врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера. Сделать это можно написав заявление заведующему отделением, поликлиники или на имя руководителя медицинской организации, при этом, необходимо объяснить причину отказа. 

Согласно ст.21 п.2 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года, для получения первичной медико-санитарной помощи пациент имеет право выбрать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, но не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера.

В течение трех дней, руководство больницы или поликлиники обязано предоставить пациенту выбор другого врача, при этом, необходимо получить согласие самого врача, на ведение пациента.

Врач в праве отказаться от больного через заведующего отделением или поликлиники, но лишь после осмотра больного и исключить неотложное лечения заболевания.


2. Право на получение лечения, диагностики, профилактических мероприятий, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение.

Пациент имеет право на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Данное право прописано в ст.40 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года. Право пациента на лечение, диагностику и профилактику заболеваний прописано в ст.19 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года.


3. Право пациента на получение консультации врача-специалиста.

Данное право пациента на получение консультации врача-специалиста прописано в ст.19 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года.


4. Право пациента на облегчение боли вызванной болезнью или медицинским вмешательством.

Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами. Данное право прописано в ст.19 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года и в п. 4 в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 18-ФЗ.

Если врач не облегчил боль, это является нарушением прав пациента и является отказом в медицинской помощи.


5. Право пациента на информацию о своих правах, состоянии здоровья, а также о выборе лиц, кому сообщать информацию о состоянии здоровья.

Врач обязан ознакомить пациента с его диагнозом, прогнозами, предоставить полную информацию о методах лечения, последствиях и побочных эффектах терапии, ожидаемых результатов лечения. Данное право прописано в ст.22 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года.

При этом, врачом лечебного учреждения, куда обратился пациент, должна быть предоставлена полная информация, о других клиниках, где существуют более совершенные методы лечения заболевания, а при необходимости, с учетом выбора пациента, предоставить пациенту направление в другое лечебное учреждение.

Пациент имеет право посмотреть медицинскую карту, результаты анализов и исследований, потребовать копию или выписку из медицинской карты или истории болезни.

6. Право пациента на специальное питание (диетические столы) при лечении в стационаре медучреждения.

Пациент имеет право на получение лечебного питания, в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

Данное право пациента прописано в ст.39 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года.


7. Право пациента на сохранение врачебной тайны относительно состояния его здоровья.

Все данные об осмотре больного и сам факт обращения в медучреждение являются врачебной тайной.

Наиболее распространенные нарушения закона, со стороны медперсонала клиник:

  • Наличие посторонних лиц при осмотре пациента;
  • Обсуждение заболевания и хода лечения врача с пациентом во время обхода, когда беседу слушают другие пациенты;
  • Осмотр пациента в помещении с приоткрытой дверью.


8. Право пациента отказаться от медпомощи.

Согласно ст.20 п.1 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина.

Согласно ст. 20 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года, пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства, при этом, за несовершеннолетнего пациента отказ имеет право дать один из родителей или иной законный представитель.

Порядок оформления добровольного согласия или отказа от медицинской помощи и внесение информации в медицинскую документацию регулируется ст.20 п.7 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года.


9. Право пациента на компенсацию, в случае вреда здоровью при медицинском вмешательстве.

Пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью, при оказании ему медицинской помощи. В случае смерти пациента, по вине медперсонала, близкие родственники пациента вправе требовать компенсацию за нанесение вреда здоровью, повлекшее смерть пациента.

10. Пациент имеет право на адвоката для защиты своих прав.

Пациент имеет право на допуск к нему адвоката или законного представителя, для защиты своих прав.

11. Право пациента на общение со священником.

Допуск к пациенту священнослужителя, а в случае нахождения на лечении в стационаре - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе, на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.


12. Не допускается отказ врачом в медицинской помощи пациенту.

В ст.11 Федерального закона №323-ФЗ четко указано, что врач или медицинская организация не в праве отказать пациенту в медицинской помощи. 

Отказом в медицинской помощи может являться:

  • Отсутствие расходных материалов (например, пробирки для забора анализов крови, в следствие чего произошел отказ в проведении анализа крови).
  • Отсутствие необходимого врача-специалиста (врач в отпуске, а замены на другого врача в медучреждении нет или отсутствие штатной единицы как таковой. При отсутствии врача-специалиста, заведующим отделением, поликлиникой или руководством медучреждения должно быть выдано направление в другое медучреждение, где пациента смогут принять в рамках ОМС.
  • Отказ в приеме больного пациента врачом на на дому (часто поликлиники принимают вызов, но врач не приходит, по причине загруженности или нехватки медперсонала).
  • Отказ в выдаче направления по форме 057/У-04 в другое медучреждение по требованию пациента.
  • Нарушение сроков приема и диагностики.

13. Не допускается взимание платы с пациента​ за медицинскую помощь в рамках ОМС

Согласно ст.11 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года, медицинской организацией и медицинскими работниками медучреждения, участвующего в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, запрещено взимание денежных средств за медицинскую помощь, оказанную в рамках ОМС. При нахождении пациента на стационарном лечении, все медикаменты и расходные материалы пациенту предоставляются бесплатно, если препараты назначены лечащим доктором и пациент не отказался от имеющегося в больнице аналога препарата. За нарушение правил, прописанных в ст.11 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с Российским законодательством.


Что является нарушением прав пациентов на получение бесплатной медицинской помощи:

  • Взимание медицинским персоналом денежных средств за оказание медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий и территориальной программой государственных гарантий.
  • Взимание денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий, на осуществление которых у медицинской организации не имеется соответствующего разрешения.
  • Взимание денежных средств за выдачу направлений на лечение, рецептов на отпуск лекарственных средств.
  • Приобретение за счет средств пациентов лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного территориальной программой государственных гарантий перечня жизненно необходимых важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП) и медицинских изделий.
  • Несоблюдение сроков предоставления медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой форме, установленных территориальной программой государственных гарантий.


ЕСЛИ НАРУШЕНО ВАШЕ ПРАВО НА БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Для решения проблем бесплатного оказания медицинской помощи пациент имеет право обратиться в досудебном порядке:

  1. В администрацию медицинской организации (поликлиники, больницы).
  2. В свою страховую компанию (название и номер телефона указаны на полисе ОМС)
  3. В Департамент здравоохранения своего региона
  4. В территориальный фонд медицинского страхования (ТФОМС)
  5. В Минздрав России и Росздравнадзор


Бесплатное лечение по ОМС в Университетской клиник...
Кто имеет право идти к врачу без очереди

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
24.07.2024

Изображение капчи